Дубровицы + Остафьево
 
Программа поездки: Выезд с Суздальского пр-та в 6:30, с Соборной площади в 6:40.
Экскурсия по усадьбе Дубровицы и церкви Знамения Пресвятой богородицы. Экскурсия в усадьбу Остафьево. Ориентировочное прибытие во Владимир: 22:00
Стоимость: 1550 руб./взр., 1450 руб./дет./пенс.
 
Остафьево  - обращённая в музей подмосковная усадьба князя Петра Андреевича Вяземского и его потомков, в которой жил и работал Н. М. Карамзин, неоднократно бывали в гостях А.С.Пушкин и другие ключевые фигуры Золотого века русской поэзии.
В семье рассказывали, что А. И. Вяземскому очень понравилась липовая аллея в парке, и именно это стало решающим аргументом при покупке. Одновременно было приобретено небольшое село Остафьево.
Усадебный дом в стиле русского классицизма стоит на берегу старинного озера-запруды. Его построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь Андрей Иванович Вяземский. Постройке усадебного дома с колоннадами и флигелями предшествовало возведение Свято-Троицкой церкви.
В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России. С июня 1861 г. усадьбой по доверенности отца управлял, а с 1865 г. — владел сын П. А. Вяземского Павел Петрович, поддерживавший в нетронутом виде мемориальные комнаты своего отца, Пушкина и Карамзина. Он также обставил в средневековом вкусе Готический зал, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит Пушкинскому музею в Москве.
В 1898 г. Остафьево приобрел граф С. Д. Шереметев, женатый на внучке П. А. Вяземского Екатерине Павловне. Он обустроил липовую аллею «Русский Парнас», в 1911-13 гг. установил в парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, П. А. и П. П. Вяземским. В конце XIX века было предпринято издание Остафьевского архива с бесценными сведениями о жизни литературной России пушкинского времени. Неизданные документы из остафьевского архива Вяземских находятся в распоряжении Российской национальной библиотеки.
После революции усадьба подверглась национализации. До 1930 г. действовала как музей, хранителем которого был правнук П. А. Вяземского граф Павел Сергеевич Шереметев. В 1988 г. Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей. В феврале 1995 г. музей-усадьба «Остафьево»-«Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
 
   
 
 
 
Недалеко от Остафьево есть ещё одно удивительное место - Дубровицы, куда едут люди, чтобы увидеть настоящее чудо русской архитектуры – церковь Знамения.
 
Впервые усадьба Дубровицы упоминается в 1627 г., как вотчина боярина И. В. Морозова. Позже имение перешло в руки представителей таких дворянских фамилий, как Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. В Дубровицах не раз бывали представители Дома Романовых и послы иностранных государств.
Усадебный дворец, скорее всего, был построен в первой половине XVIII в. в стиле барокко. В следующем столетии дом был капитально перестроен в духе классицизма. Усадьба также претерпела значительные изменения в ХХ в.: сделаны надстройки второго этажа, а затем и третьего (позже разобраны). Анфилады больших комнат были перегорожены. Помещения северной и южной сторон здания разделили узким коридором, ведущим с запада на восток. Планировка и архитектура здания заметно пострадали. Обстановка дворца была великолепна. В 1889 г. князь С.М. Голицын обогатил ее роскошной деревянной итальянской мебелью ХVII в., вывезенной им из старинного родового дворца в Риме. Сегодня же внутри дома поражает роскошью художественной отделки лишь Гербовый зал. Все его стены украшены фресковой живописью, изображающей ряды портиков, выполненных с замечательной перспективой. На переднем плане нарисованы два герба. Все убранство дома полностью исчезло из Дубровиц в ХХ в. В настоящее время в усадебном дворце располагаются ВНИИ животноводства Россельхозакадемии, Подольский районный ОЗАГС и Совет ветеранов Подольского района.
 

 
 
К западу от дома высится вековой липовый парк. По преданию, здесь есть липы, посаженные самим Петром I.
В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр - Церковь Знамения Пресвятой Богородицы!
Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом.
Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем. Царь поддержал строительство нового храма и даже повелел написать для иконостаса два образа – святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней.
Церковь является архитектурной доминантой древней усадьбы Дубровицы и местом, которое обязательно нужно посетить!
 


Яндекс.Метрика