Суздаль-Спас-Евфимиев монастырь-Кидекша-Михайловская слобода

Программа тура: Выезд с Соборной площади в 08:30, остановка магазин Мебельный Суздальский пр-т в 08:40. Экскурсионная программа: обзорная экскурсия по городу Суздаль. Экскурсия в Спас-Евфимиев монастырь.  Осмотр территории  Васильевского монастыря. Михайловская слобода. Экскурсия в с.Кидешка, церковь Бориса и Глеба.  Возвращение во Владимир ориетировочно в 18:30

Стоимость тура: 1500р./чел.

Первое упоминание о Суздале в летописи относится к 1024 году и имело место в связи с крестьянским восстанием, прокатившемся «по всей той земле». К XI веку уже началась христианизация этого края и проникновение сюда новой христианской религии (до этого население было языческим).

На рубеже XI-XII веков строится город-крепость (то есть Кремль, укрепленное место). Его строят в излучине реки Каменки, где с западной стороны естественной преградой является река, а с восточной, открытой, стороны выкапывается искусственный ров. Сверху насыпаны земляные валы, поверх которых были поставлены деревянные стены и башни. Кремлёвские валы и ров сохраняются до настоящего времени, являясь древнейшей достопримечательностью города.
Здесь же, в Кремле, мастерами киевского князя Владимира Мономаха строится древнейший собор в честь Успения Божией Матери. В XIV веке возникают два новых монастыря. В 1352 г. – Спасский, в 1364 г. – Покровский. В более позднее время (XVI–XVIII вв.) именно в этих монастырях ведётся крупное каменное строительство. В настоящее время ансамбли этих монастырей привлекают (наряду с ансамблем Кремля и многочисленными городскими церквами) многочисленных туристов. Жизнь в городе была неспешной. Горожане традиционно занимаются садоводством и огородничеством, ведут среднюю и мелкую торговлю. Промышленность невелика: в основном текстильная и обрабатывающая – переработка сельскохозяйственной продукции. В середине XIX века город минует Московско-Нижегородская железная дорога. Объективно это способствует сохранению ансамбля памятников древнерусской архитектуры.

На северной окраине Суздаля, на левом, высоком берегу реки Каменки, расположен огромный Спасо-Евфимиев монастырь. В нем отразилась вся непростая  история нашего государства. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внещних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря, лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь – один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий со своей дружиной мастеров-зодчих за короткое время - к 1152 году - построил несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Село Кидекша – древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. «Каменка» – это и есть перевод с угро-финского «Кидекша». Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев – князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом – Святополком Окаянным.

Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора или целого города, окруженного земляной насыпью. Поступок Юрия Долгорукого - строительство княжеского двора вдали от столицы, на стратегически важном месте речного пути повторил его сын - Андрей Боголюбский - в строительстве Боголюбовского замка. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.

Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от неё так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Кубический объём с массивными выступами абсид сложен из отлично тёсанных квадров белого камня, ясная конструкция почти лишена резного декора. Нет ещё ни пояса колонок, ни стенных рельефов – только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углублённого портала. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. был перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырёк, а с XVIII в. – сельский приход, и в пару к древнему холодному храму поставлена тёплая «клетская» Стефаниевская церковь 1780 г. А перед ними – шатровая колокольня с арочным пролётом святых ворот, вокруг – каменная оградка с другими воротцами.

В настоящее время церковь святых Бориса и Глеба принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику; внесёна в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Михали – отдельно расположенный район Суздаля, фактически отдельная деревня в черте города. На машине попасть туда можно только с объездной дороги, пешком же – либо с ул. Ленина, от Ризположенской и Знаменской церквей, либо по живописной извилистой тропинке над Каменкой от Васильевского монастыря. С этой тропинки прекрасно видны как этот монастырь, так и три церкви в Михалях. К этим церквям можно подойти с улиц Колхозная и Михайловская.
    Этот район предоставляет и богатую пищу для исследователей-историков: здесь, на берегу Мжары, были обнаружены обширные курганы-могильники – захоронения жителей Суздаля XII-XIII веков. 
    Самая высокая из трех церквей в Михалях – церковь Михаила Архангела (1769г.), «летний» пятиглавый храм с колокольней, прибавляющей стройности красно-белому зданию, хорошо видному с берега реки. Высокий четверик храма отличает богатый декор: оба яруса окон обрамлены пышными наличниками, особенно выделяющимися белым цветом на темно-красном фоне стен. Колонки наличников – не гладкие, а ребристые, что придает им еще бóльшую узорчатость. Над вторым ярусом окон проведен богатый поясок, а под кровлей, немного выше – карниз. Центральный, световой барабан наряднее прочих; «важность» центральной главы подчеркивает и крест более сложного рисунка.
С запада к церкви пристроена трапезная, соединяющая основной объем с высокой колокольней в стиле классицизм. По композиции своей и по декору она близка самой высокой точке Суздаля – Преподобенской колокольне Ризположенского монастыря. Венчает колокольню стройный острый шпиль, опирающийся на сферический купол-основание.
    Рядом с летней церковью – более поздняя маленькая церковь Флора и Лавра (1803г.). Это скорее стилизация под классические «теплые» храмы Суздаля, строившиеся по клетскому типу. К центральной части, более высокой, с запада пристроен небольшой объем, похожий на меньшую клеть традиционных «зимних» храмов. Широкая алтарная часть – не полукруглая, а квадратная, с тремя смежными окнами.
     За этой парой церквей, ближе к центральной улице Суздаля, стоит невысокая краснокирпичная церковь Александра Невского (начало ХХв.). Это – один из двух имеющихся в Суздале храмов псевдорусского стиля, очень распространенного в средней полосе России в конце XIX – начале XX вв. Вторая церковь того же стиля – трапезная Сретенская церковь Ризположенского монастыря, находящаяся до сих пор в плачевном состоянии. В Суздале, где были сильны более консервативные традиции, этот стиль популярностью, по-видимому, не пользовался.
    Небольшой крестообразный в плане храм очень нарядно украшен наличниками, кокошниками, кирпичным узором, карнизами и колонками; видимо, строители стремились приблизить его вид к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане.
    Эта церковь долгое время, как и ее соседки, была заброшена, и только в начале XXI века ее привели в порядок и обнесли оградой вместе с храмами Михаила Архангела и Флора и Лавра.

Яндекс.Метрика